В части 1 мы рассуждали о неких “связях” между объектами физической системы. И ключевым фактором для того, чтобы подход Лагранжа работал, являются свойства этих связей.
В классической машине Этвуда грузы связаны нерастяжимой нитью. На языке математики это означает, что длина нити неизменна, а сумма координат грузов при их перемещении остается константой, т.е.
В уравнение связи не входят ни скорости грузов, ни время. Такие связи вида
, где
– координаты, называются стационарными (т.е. не зависящими от времени) и конечными (геометрическими), т.е. не зависящими от скорости. Вторая связь – отсутствие проскальзывания в блоке – приводит нас к другому виду связи:
Связи вида
, т.е. те, в которые входят скорости, называются кинематическими (дифференциальными). Очевидно, что из любой геометрической связи можно получить кинематическую (чем мы и занимались в части 1-й), а вот наоборот – не всегда. Можно выразить это в виде таблицы:
Связь
Зависит явно от времени | Входят скорости | ||
Да | нестационарная | кинематическая | |
Нет | стационарная | геометрическая |
Т.е. например связь
будет геометрической нестационарной, а
кинематической стационарной.
Ну хорошо, а что нам это дает с точки зрения понимания, как перейти от Ньютона к Лагранжу ? Тут нам придется немного углубиться в математический формализм. Допустим, у нас имеется кинематическая связь между частями системы, которая представима в виде
Мы все люди грамотные и понимаем, что это выражение эквиалентно
т.е. у уравнения связи существует интеграл:
В этом случае связь является дифференциальной интегрируемой. Например, в машине Этвуда связь
является дифференциальной интегрируемой, а интеграл ее
имеет простой физический смысл – так как нить не скользит по блоку, то длины путей, пройденных любой точкой шкива и вторым грузом с момента начала движения всегда равны в любой момент времени.
Система, у которой все связи – конечные или дифференциальные интегрируемые, называется голономной. Машина Этвуда – голономная система. На данный момент этот факт нужно просто запомнить.
В треьей части мы рассмотрим, откуда взялась сама идея лагранжевой механики.